ЧАСТЬ 3ПЕРСОНАЛ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - Рекомендация № r (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно...

^ ЧАСТЬ 3
ПЕРСОНАЛ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

51. Принимая во внимание особо важную роль персонала учреждений уголовно-исполнительной системы в обеспечении надлежащего управления этими учреждениями и достижении поставленных целей в организационном и воспитательном планах, пенитенциарная администрация должна рассматривать в качестве первоочередной задачи неукоснительное соблюдение правил в отношении персонала.

52. Используя обучение, консультационные процедуры и эффективные методы управления, сотрудников пенитенциарных учреждений постоянно поощряют к тому, чтобы они были гуманными, повышали свою квалификацию и добросовестно исполняли свои обязанности.

53. Пенитенциарная администрация рассматривает в качестве одной из важных задач постоянное информирование общественности о роли уголовно-исполнительной системы и работе ее персонала, чтобы способствовать лучшему пониманию значимости их вклада в жизнь общества.

54.1. Пенитенциарная администрация обеспечивает тщательный подбор персонала всех уровней при найме или последующем назначении на должности. Во внимание принимаются прежде всего честность, человечность, профессиональные и личные качества, необходимые для такого рода работы.

54.2. Персонал состоит, как правило, из профессиональных штатных сотрудников, имеющих статус гражданских служащих, вследствие чего им гарантируется занятость, при условии добросовестного выполнения своих обязанностей, эффективности, физической пригодности, душевного здоровья и соответствующего уровня образования. Заработная плата должна быть достаточно высокой, чтобы позволить нанимать и сохранять на службе мужчин и женщин соответствующей квалификации; им предоставляются различные льготы и благоприятные условия службы, учитывающие характер труда и предъявляемые к нему требования.

54.3. В тех случаях, когда возникает необходимость в использовании персонала не на постоянной основе, в том числе по совместительству, к нему применяются те же критерии.

55.1. С момента найма или после соответствующего срока стажировки персонал проходит курс общей и специальной подготовки и сдает соответствующие экзамены по теории и практике, кроме тех случаев, когда профессиональная квалификация сотрудников этого не требует.

55.2. На всем протяжении службы персонал обязан поддерживать и совершенствовать свои знания и профессиональную подготовку и для этого посещать курсы повышения квалификации, периодически организуемые администрацией.

55.3. Должны быть приняты меры, позволяющие персоналу приобретать больший опыт и получать более широкую подготовку для улучшения своих профессиональных качеств.

55.4. Все сотрудники в ходе обучения знакомятся с Европейскими пенитенциарными правилами и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и практикой их применения.

56. Все сотрудники должны при любых условиях вести себя и выполнять свои обязанности таким образом, чтобы служить примером и оказывать благотворное влияние на заключенных, вызывая их уважение.

57.1. По мере возможности, в состав персонала включается достаточное число таких специалистов, как психиатры, психологи, социальные работники, учителя и инструкторы по профессионально-техническому обучению, физкультуре и спорту.

57.2. Эти и другие специалисты, как правило, должны состоять в штате. Однако возможно также использование работников не на постоянной основе и работающих безвозмездно добровольцев во всех случаях, когда в этом есть необходимость и когда это положительно сказывается на уровне предоставляемых ими поддержки и обучения.

58.1. Пенитенциарная администрация обеспечивает, чтобы каждое учреждение уголовно-исполнительной системы постоянно находилось под руководством директора, заместителя директора или иного уполномоченного должностного лица.

58.2. Директор учреждения должен соответствовать занимаемой должности с точки зрения своих личных качеств, способностей к административной работе, уровня профессиональной подготовки и опыта.

58.3. Директор назначается на штатную должность и должен находиться на месте либо в пределах досягаемости, как это предусмотрено инструкциями пенитенциарной администрации, с тем чтобы с ним можно было связаться в любой момент.

58.4. Если два или более учреждения уголовно-исполнительной системы подчинены одному и тому же директору, он поочередно посещает их как можно чаще. Во главе каждого из этих учреждений находится ответственное должностное лицо.

59. Администрация внедряет такие формы организации и системы управления, которые способствуют общению между различными категориями персонала мест лишения свободы с целью обеспечения координации деятельности различных служб, особенно в том, что касается исправительного воздействия на заключенных и их последующего включения в жизнь общества.

60.1. Директор, его заместитель и другие сотрудники должны уметь говорить на языке большинства заключенных или на языке, понимаемом большинством из них.

60.2. Во всех случаях, когда это необходимо и возможно, следует прибегать к услугам переводчика.

61.1. Принимаются меры к тому, чтобы квалифицированный и имеющий необходимое разрешение врач мог своевременно оказать срочную медицинскую помощь.

61.2. Места лишения свободы, в которых нет ни одного штатного врача, регулярно посещаются врачом, работающим по совместительству, или персоналом службы здравоохранения, имеющим необходимое разрешение.

62. Следует поощрять назначение сотрудников обоего пола, работающих совместно в местах лишения свободы или его отделениях, где содержатся заключенные мужчины и женщины.

63.1. Персонал не должен прибегать к использованию силы по отношению к заключенным, кроме случаев необходимой самообороны, пресечения попыток побега или при оказании заключенными активного или пассивного сопротивления приказу, основанному на законе или правилах внутреннего распорядка. Служащие, прибегающие к силе, должны ограничивать ее использование рамками абсолютной необходимости и немедленно сообщать о происшествии директору учреждения.

63.2. Сотрудники пенитенциарных учреждений получают, по необходимости, специальную техническую подготовку, позволяющую им сдерживать агрессивных заключенных.

63.3. За исключением особых обстоятельств, должностные лица, которые по роду своей деятельности находятся в прямом контакте с заключенными, не должны быть вооружены. Кроме того, ни при каких обстоятельствах оружие не должно выдаваться сотрудникам, которые не обучены пользованию им.

^ ЧАСТЬ 4
ЦЕЛИ И РЕЖИМЫ СОДЕРЖАНИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

64. Тюремное заключение, лишая человека свободы, уже само по себе является наказанием. Поэтому условия содержания и режимы в местах заключения не должны усугублять причиняемые таким образом страдания, за исключением отдельных случаев, когда это оправдано необходимостью изоляции и поддержания дисциплины.

65. Должны быть предприняты все усилия для того, чтобы режимы, применяемые в местах лишения свободы, были установлены и использовались таким образом, чтобы:

а) обеспечить условия жизни, совместимые с человеческим достоинством и нормами, принятыми в обществе;

б) свести к минимуму отрицательные последствия заключения и различия между жизнью в заключении и на свободе, с тем чтобы заключенный не утратил чувства самоуважения или личной ответственности;

в) поддерживать и укреплять связи с родственниками и общественностью в интересах заключенных и их семей;

г) предоставить возможность заключенным развивать навыки и склонности, которые помогут им успешно включиться в жизнь общества после освобождения.

66. С этой целью необходимо иметь в распоряжении и использовать все необходимые средства исправительно-воспитательного, образовательного, морального, духовного и иного порядка в соответствии с потребностями индивидуализированного исправительного воздействия на заключенных. Поэтому применяемые режимы должны включать:

а) духовную поддержку и помощь, а также возможности для подходящей работы, профессионально-технического и общеобразовательного обучения и профессиональной ориентации, для занятий физкультурой и развития социальных навыков; предоставление советов и консультаций, организацию групповых мероприятий и досуга;

б) меры, обеспечивающие такую организацию этой деятельности, которая бы, по мере возможности, способствовала расширению контактов с внешним миром и создавала возможности для облегчения социальной реабилитации заключенных после освобождения;

в) процедуры выработки и пересмотра индивидуальных программ исправления и обучения заключенных после проведения подробных консультаций с соответствующим персоналом и, по возможности, с заключенными, о которых идет речь;

г) системы контактов и методы руководства, которые способствуют установлению соответствующих позитивных отношений между персоналом и заключенными в целях достижения эффективности и успешной реализации режимов и программ исправления.

67.1. Так как для достижения этих целей необходимо индивидуализировать исправительное воздействие на заключенных, следует, соответственно, создать гибкую систему распределения заключенных по различным учреждениям уголовно-исполнительной системы или их отделениям, где для каждого из заключенных было бы предусмотрено соответствующее исправительное воздействие и обучение.

67.2. Тип, размеры, организация и возможности этих учреждений или их отделений определяются главным образом характером применяемого исправительного воздействия и обучения.

67.3. При размещении заключенных необходимо учитывать требования безопасности и контроля, однако применяемые меры не должны превышать минимума, необходимого для обеспечения безопасности, и должны учитывать индивидуальные потребности заключенных. Следует добиваться, чтобы заключенных направляли в учреждения открытого типа или чтобы им предоставляли широкие возможности общения с внешним миром. Особенно важно, чтобы иностранные граждане поддерживали связи с соотечественниками за пределами мест лишения свободы.

68. Как можно быстрее после приема каждого заключенного, осужденного к определенному сроку лишения свободы, и после изучения его личности подготавливается программа содержания в соответствующем учреждении, учитывающая данные, полученные о его индивидуальных потребностях, способностях, состоянии духа и, в особенности, близости к родственникам.

69.1. В рамках применяемых режимов заключенным предоставляется возможность участвовать в деятельности учреждения, способствующей развитию чувства ответственности и самостоятельности и вызывающей у них активный интерес к собственному исправлению.

69.2. Необходимо добиваться совершенствования методов поощрения сотрудничества с заключенными и участия заключенных в их собственном исправлении. С этой целью следует побуждать заключенных брать на себя, в рамках статьи 34 настоящих Правил, ответственность за определенные участки деятельности учреждения, в котором они находятся.

70.1. Подготовка заключенных к освобождению должна начинаться как можно раньше после прибытия в место лишения свободы. Это означает, что обращение с заключенными и их содержание должны быть такими, чтобы они не только не чувствовали себя исключенными из общества, а, напротив, понимали, что продолжают оставаться его частью. Поэтому следует, по мере возможности, привлекать общественные организации и социальных работников к оказанию помощи персоналу мест лишения свободы в их деятельности по социальной реабилитации заключенных и, в частности, по поддержанию и улучшению отношений заключенного со своей семьей, другими лицами и общественными организациями. Необходимо принимать меры, в рамках закона и назначенного наказания, по защите гражданских прав, прав в области социального обеспечения и других социальных прав заключенных.

70.2. Программы исправительного воздействия должны также оговаривать условия предоставления отпуска из мест лишения свободы, который также должен предоставляться, насколько это возможно, по причинам медицинского, образовательного, профессионального, семейного и иного социального характера.

70.3. Иностранные граждане не должны лишаться возможности кратковременного выхода за пределы мест лишения свободы только в силу их гражданства. Наряду с этим все должно быть сделано для того, чтобы они могли вместе со всеми принимать участие в деятельности, предусмотренной режимом, с тем чтобы приглушить испытываемое ими чувство изолированности.

Труд

71.1. Труд в местах лишения свободы рассматривается как позитивный элемент исправительного воздействия, профессиональной подготовки и административного управления.

71.2. Осужденных можно обязать трудиться, если, по заключению врача, их физическое и психическое здоровье позволяет это.

71.3. Заключенным предоставляется достаточный объем общественно-полезной работы или, насколько это целесообразно, иной целенаправленной деятельности, с тем чтобы они были заняты ею в течение нормального рабочего дня.

71.4. Предоставляемая работа, по мере возможности, должна быть такой, чтобы поддерживать или улучшать способности заключенного нормально зарабатывать себе на жизнь после освобождения.

71.5. Заключенным, которым это может пригодиться впоследствии, и особенно молодежи, предоставляется профессионально-техническое обучение полезным специальностям.

71.6. В рамках разумного профессионального отбора, требований администрации и дисциплины заключенным предоставляется возможность выбрать род занятий в соответствии со своими желаниями.

72.1. Организация и методы труда в местах лишения свободы должны быть по возможности такими же, как и применяемые к аналогичному труду в обществе, с тем чтобы подготовить заключенных к нормальным условиям свободного труда. Этот труд должен, таким образом, соответствовать действующим нормам и техническим требованиям и осуществляться в рамках современных методов управления и производственных процессов.

72.2. Хотя стремление получать финансовую прибыль от труда заключенных может положительно сказываться на повышении уровня и улучшении качества, а также целенаправленности профессиональной подготовки, интересы заключенных и исправительное воздействие на них не должны быть подчинены этой цели.

73. Пенитенциарная администрация обеспечивает заключенных работой:

а) либо по месту заключения, в мастерских или на сельскохозяйственных предприятиях; либо

б) с помощью частных подрядчиков на территории места лишения свободы или за его пределами; в этом случае выплачивается обычная заработная плата теми лицами, на которых работают заключенные, при этом учитывается их норма выработки.

74.1. Меры по охране труда и здоровья заключенных должны быть аналогичны тем, которые принимаются для трудящихся на свободе.

74.2. Законодательно закрепляется право на возмещение ущерба заключенным в случае производственной травмы, включая профессиональные заболевания, на условиях, аналогичных тем, которые предусмотрены законом в отношении трудящихся на свободе.

75.1. Максимальная продолжительность рабочего дня и рабочей недели заключенных устанавливаются в соответствии с действующими местными правилами и нормами, применяемыми в отношении трудящихся на свободе.

75.2. Заключенным предоставляется по крайней мере один свободный день в неделю и достаточно свободного времени для получения образования и других занятий, предусмотренных программой исправительного воздействия и обучения в целях их последующего включения в жизнь общества.

76.1. Должна существовать система справедливой оплаты труда заключенных.

76.2. В соответствии с этой системой заключенным разрешается тратить по крайней мере часть своего заработка на покупки разрешенных предметов для личного пользования и расходовать часть своего заработка на нужды своих семей или в иных разрешенных целях.

76.3. Данная система также предусматривает, что часть заработка заключенного откладывается администрацией в счет фонда его личных сбережений, который передается ему в момент освобождения.

Обучение

77. В каждом месте лишения свободы разрабатывается и осуществляется разносторонняя программа обучения, позволяющая заключенным удовлетворять по крайней мере некоторые из своих интересов и потребностей. Целями подобных программ должны быть улучшение перспектив на успешную социальную реабилитацию, поддержание в них силы духа, улучшение их отношения к окружающим и повышение их уважения к самим себе.

78. Обучение должно рассматриваться как деятельность в рамках пенитенциарного режима, имеющая такой же статус и оплачиваемая, в основном, так же, как и труд, при условии, что оно осуществляется в течение обычного рабочего дня и входит в утвержденную индивидуальную программу исправления.

79. Особое внимание пенитенциарная администрация должна уделять обучению и воспитанию молодых заключенных, заключенных иностранного происхождения или обладающих специфическими культурными или этническими потребностями.

80. Необходимо создать специальные программы по ликвидации пробелов образования для тех заключенных, которые сталкиваются с особыми проблемами, например, не умеют читать или считать.

81. По мере возможности обучение заключенных должно:

а) быть интегрировано в государственную систему образования, чтобы они могли легко продолжить свое образование после выхода на свободу;

б) осуществляться в учебных заведениях вне места лишения свободы.

82. В каждом месте лишения свободы должна иметься библиотека, предназначенная для всех категорий заключенных, полностью укомплектованная художественной и учебной литературой, и заключенных нужно поощрять пользоваться ею. Там, где это возможно, тюремные библиотеки создаются с участием публичных библиотек.

^ Физкультура, спорт и досуг

83. Пенитенциарные режимы признают важность для физического и психического здоровья надлежащим образом организованной деятельности, направленной на поддержание хорошей физической формы, занятий спортом и организации досуга.

84. Соответственно, должна быть разработана и осуществляться программа физического воспитания, занятий спортом и отдыха в рамках и в соответствии с целями системы исправительного воздействия и обучения. Для этого предоставляются спортивные площадки, сооружения и оборудование.

85. Пенитенциарная администрация должна следить за тем, чтобы заключенные, участвующие в этих программах, были физически годны к этому. Специальные меры должны быть приняты для организации под руководством врача физического воспитания и лечебной физкультуры для тех заключенных, которые в этом нуждаются.

86. Каждому заключенному, не работающему за пределами места лишения свободы или не находящемуся в месте лишения свободы открытого типа, разрешаются, если погодные условия это позволяют, прогулки или соответствующие физические упражнения не менее одного часа в день на свежем воздухе или, насколько это возможно, в помещении, укрытом от непогоды.

^ Подготовка к освобождению

87. Все заключенные должны иметь возможность воспользоваться мерами, призванными помочь им возвратиться в общество, восстановить свою семейную жизнь и найти работу после освобождения. В этих целях разрабатываются соответствующие процедуры и организуются специальные курсы.

88. В том, что касается заключенных, осужденных к длительным срокам лишения свободы, следует обеспечить их постепенное возвращение к жизни в обществе. Достижению этой цели могут служить, в частности, программа подготовки к освобождению, осуществляемая в том же или ином месте лишения свободы, либо условное освобождение под надзором в той или иной форме в сочетании с эффективной общественной поддержкой.

89.1. Пенитенциарная администрация должна осуществлять свою деятельность в тесном сотрудничестве с социальными службами и общественными организациями, призванными помочь освобождаемым заключенным восстановить свое место в обществе и, в частности, вернуться к семейной жизни и устроиться на работу.

89.2. Принимаются меры для того, чтобы, при необходимости, снабдить освобождаемых заключенных соответствующими документами и удостоверениями личности и помочь им найти подходящие жилье и работу. Они также обеспечиваются средствами существования на период, непосредственно следующий за освобождением, подходящей одеждой, отвечающей условиям климата и времени года, и достаточной суммой денег, чтобы прибыть к месту следования.

89.3. Уполномоченные представители социальных служб и общественных организаций должны иметь возможность посещать места лишения свободы и общаться с заключенными в целях их подготовки к освобождению и последующей социальной реабилитации.

^ ЧАСТЬ 5
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЗАКЛЮЧЕННЫХ

90. Пенитенциарная администрация должна исходить из совокупности изложенных правил во всех случаях, когда они могут быть должным образом и эффективно применены в интересах специальных категорий заключенных, для которых предусмотрены и нижеследующие дополнительные правила.

^ Заключенные, находящиеся под судом или следствием

91. Без ущерба для законодательных положений, относящихся к защите личных свобод, и в соответствии с процессуальными правилами, применяемыми к подследственным или подсудимым, эти заключенные, на которых распространяется презумпция невиновности вплоть до момента, когда их виновность будет доказана, пользуются преимуществами, которые могут быть им предоставлены в силу статьи 90, и не должны подвергаться иным ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены уголовно-процессуальным правом и требованиями безопасности в месте лишения свободы.

92.1. Подследственные или подсудимые имеют право немедленно сообщить своей семье о своем задержании, и им предоставляются все разумные возможности для общения с семьей, друзьями и лицами, контакты с которыми представляют для них законный интерес.

92.2. Им также должны разрешаться свидания с этими лицами в достойных условиях под наблюдением и при некоторых ограничениях, необходимых в интересах отправления правосудия, безопасности и поддержания порядка в месте лишения свободы.

92.3. Если подследственный или подсудимый не желает информировать о своем заключении кого-либо из вышеуказанных лиц, пенитенциарная администрация не должна делать этого по собственной инициативе, кроме случаев крайней необходимости, как, например, связанных с преклонным возрастом, психическим состоянием или иной неспособностью данного лица.

93. Каждый подследственный или подсудимый с момента своего заключения должен иметь возможность воспользоваться услугами выбранного им адвоката или обратиться с просьбой о назначении ему бесплатного адвоката, если таковой имеется, и встречаться с ним в целях обеспечения защиты, а также иметь возможность подготавливать, передавать адвокату и получать от него конфиденциальные инструкции. По их просьбе им предоставляется для этого все необходимое. В частности, они могут воспользоваться бесплатными услугами переводчика для осуществления всех важных контактов с администрацией и для своей защиты. Свидания между подследственным или подсудимым и его адвокатом могут проходить под наблюдением представителя полиции или персонала места лишения свободы, но не должны прослушиваться, прямо иди косвенно. Размещение подследственных или подсудимых осуществляется в соответствии с пунктом 3 правила 11.

94. Подсудимым или подследственным предоставляется возможность пользоваться отдельной камерой, за исключением обстоятельств, которые делают это нежелательным.

95.1. Подследственному или подсудимому предоставляется возможность носить свою собственную одежду, если она чистая и пригодна к этому.

95.2. Если заключенные отказываются от этой возможности, им предоставляется другая подходящая одежда.

95.3. При отсутствии подходящей одежды подследственному или подсудимому выдается гражданский костюм в хорошем состоянии, в котором он может предстать перед судом или совершать разрешенные выходы из мест лишения свободы.

96. Подследственным или подсудимым предлагается, по мере возможности, трудиться, но их нельзя принуждать к этому. Труд тех, кто предпочитает работать, оплачивается так же, как и труд других заключенных. При наличии программ обучения и профессиональной подготовки подследственные или подсудимые поощряются к участию в них.

97. Подследственным или подсудимым предоставляется возможность приобретения за свой счет или за счет третьих лиц книг, газет, письменных принадлежностей и других необходимых для занятий предметов в пределах, ограниченных интересами правосудия, безопасности и поддержания порядка в месте лишения свободы.

98. Подследственным или подсудимым предоставляется возможность получать медицинскую помощь от своего лечащего или зубного врача, если имеются разумные основания для такой просьбы. Отказ должен быть мотивирован. Соответствующие расходы не возлагаются на пенитенциарную администрацию.

^ Осужденные за гражданские правонарушения

99. В странах, где законодательство предусматривает возможность лишения свободы по решению суда в случае любого не уголовного процесса, соответствующие заключенные не подвергаются никаким другим ограничениям и строгостям, кроме тех, которые необходимы для обеспечения безопасности и надлежащего порядка. Обращение с ними не должно быть более строгим, чем с подследственными или подсудимыми, за исключением, однако, того, что они обязаны трудиться.

^ Душевнобольные и психически ненормальные заключенные

100.1. Душевнобольные не должны содержаться в пенитенциарных учреждениях. Принимаются меры для их скорейшего перевода в соответствующие заведения для душевнобольных.

100.2. Должны быть созданы специальные заведения или отделения под медицинским контролем для наблюдения за заключенными, страдающими другими психическими заболеваниями и расстройствами, и их лечения.

100.3. Медицинская или психиатрическая служба места лишения свободы обеспечивает психиатрическое лечение всех заключенных, которые в нем нуждаются.

100.4. По согласованию с соответствующими общественными организациями принимаются меры к тому, чтобы психиатрическое лечение продолжалось, если это необходимо, после освобождения и чтобы в дальнейшем была обеспечена социально-психиатрическая реабилитация.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЕВРОПЕЙСКИМ ПЕНИТЕНЦИАРНЫМ ПРАВИЛАМ

Переработанный вариант Европейских минимальных стандартных правил обращения с заключенными

ВВЕДЕНИЕ

Международное сотрудничество в области уголовно-правовой политики и пенитенциарных проблем давно и успешно развивается. В рамках Совета Европы основными органами, непосредственно занимающимися этими вопросами, являются Европейский комитет по проблемам преступности (CDPS) и Комитет по сотрудничеству в области пенитенциарных проблем (PC-R-CP). В соответствии со Уставом Совета Европы и под эгидой Комитета министров вышеназванные комитеты служат форумом для международного сотрудничества в Европе и предоставляют необходимые знания, опыт и средства.

До последнего времени основным формальным и нравственным ориентиром для администраций мест лишения свободы служили Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейская конвенция по правам человека. Новые Европейские пенитенциарные правила были приняты для того, чтобы утвердить современное и прогрессивное понимание в целях более эффективного управления пенитенциарными учреждениями и исправительного воздействия на заключенных в обозримом будущем.

^ Статус и значение правил

Несмотря на то, что настоящие правила не имеют обязательной юридической силы в рамках международного права, они получили широкое международное признание как Фактический кодекс практической деятельности по управлению пенитенциарными учреждениями, содержанию и исправлению заключенных. Более того, хотя эти правила и имеют различный юридический статус в разных странах, они оказывают, в той или иной форме, безусловное влияние на принципы и нормы морального и практического порядка, которые лежат в основе деятельности пенитенциарных администраций. На протяжении всего срока, теперь уже более полувека, в течение которого правила действовали как международные, они, прямо или косвенно, способствовали установлению более высоких стандартов и созданию условий, минимально необходимых для соответствия требованиям гуманности и приличия в пенитенциарных учреждениях. Формально правила имеют статус рекомендаций для администраций мест лишения свободы, но, тем не менее, они накладывают моральные и политические обязательства на те государства — члены Совета Европы, которые их приняли.

Одна из основных идей правил в новой редакции подчеркнуть, что их выполнение является обязанностью пенитенциарных администраций, а также усилить их влияние и авторитет, чему должны служить инспекции на национальном уровне и консультативные механизмы Совета Европы.

^ Современные подходы к пенитенциарным проблемам

Растущая озабоченность социальными и нравственными проблемами, связанными с поддержанием общественного порядка, общечеловеческими ценностями, а также интересами общества и правами отдельной личности, часто вступающими в противоречие, привела к переоценке роли, которую играет в обществе содержание под стражей. Это касается как самой концепции, в соответствии с которой лишение свободы считается средством социального сдерживания, так и функций, выполняемых пенитенциарными учреждениями, рассматриваемыми в ряду любых других общественных структур. Основная перемена в подходе к исправительным мерам воздействия заключается в отходе от применения режимов, направленных на изменение поведения и взглядов заключенных и в переходе к использованию моделей, основанных на стимулировании развития социальных навыков и внутренних ресурсов личности, которые помогут заключенным включиться в жизнь общества после освобождения. В целом, с учетом, однако, характера и тяжести преступления, наблюдается все усиливающаяся тенденция к использованию мер наказания, не связанных с лишением свободы, а также к применению более коротких сроков заключения. Именно это в значительной степени способствовало сдерживанию роста числа лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Однако тюрьмы так и остаются переполненными вследствие роста преступности в обществе, и в особенности тяжких преступлений, с одной стороны, а с другой — усиления соответствующих мер, предпринимаемых правоохранительными органами в связи с обеспокоенностью общественности. А это в свою очередь создает множество проблем, связанных с управлением крупными уголовно-исполнительными системами, и поэтому на повестку дня ставятся такие вопросы, как эффективность управления местами лишения свободы и содержания заключенных; улучшение физического и нравственного здоровья заключенных и, наконец, надлежащая поддержка и содействие работникам пенитенциарных учреждений в их профессиональных и личных устремлениях.

На уровне пенитенциарной администрации последние десятилетия были отмечены развитием двух параллельных процессов — либерализации и усложнения условий содержания и исправительного воздействия на заключенных, а также возрастанием трудностей оперативного управления. Этому способствовали как изменения в самом составе заключенных, так и повышение интереса к пенитенциарным проблемам со стороны общественности и ученых. Совет Европы прилагает большие усилия и предоставляет значительные ресурсы для изучения этих проблем и осуществления необходимого руководства в форме резолюций и рекомендаций, которые перечислены в главе 3 настоящего издания для того, чтобы еще раз подчеркнуть важность их отражения в национальных законодательствах.

^ Европейские пенитенциарные правила (1987)

В новой редакции Европейских пенитенциарных правил (рекомендация № R (87)3) изменены приоритеты и акценты, что ни в коей мере не преуменьшает значимость традиционных ценностей, лежащих в основе этих правил, но отражает глубокие изменения, происшедшие в настроениях людей и практике пенитенциарных учреждений, которые были отмечены во вступлении к настоящей главе.

Приоритетное значение в рассматриваемых правилах придается шести главным принципам, на которых покоятся идеология и моральный кодекс, лежащие в основе правил. Эти основополагающие принципы воплощают в себе понятия гуманности, уважения человеческого достоинства, социальной ориентированности и эффективности управления, являющиеся предопределяющими для четкого и эффективного функционирования современных пенитенциарных систем. Они придают этим системам все необходимые атрибуты этической социальной организации, играющие важную роль для обеспечения адекватного содержания заключенных, поддержания статуса персонала и оправдания ожиданий цивилизованного общества в современных условиях.

В новых правилах большое внимание уделяется ресоциализации — возвращению заключенных к нормальной жизни в обществе после освобождения, как это предусмотрено правилом 3,и индивидуализации исправительного воздействия и, соответственно, дифференциации режимов, способствующих этому. Также признается важность улучшения управления, которое, с учетом существующей и предполагаемой в будущем ограниченности ресурсов, является решающим фактором поддержания и повышения эффективности и высокого уровня деятельности администрации, а также оптимального использования преимуществ, предоставляемых большим разнообразием и возможностями современных пенитенциарных режимов. Главными элементами любого хорошо разработанного и эффективного режима содержания являются труд, общеобразовательное и социальное обучение и занятия физкультурой. В правилах также подчеркивается необходимость продолжать обучение, начатое в рамках этих режимов, на базе общественных организаций после освобождения заключенных в целях их ресоциализации. Для придания большей действенности и безотлагательности этим компонентам модели исправительного воздействия, развиваемой новыми правилами, им даются более четкие и развернутые определения. То же относится к роли и статусу персонала, что является не менее важным для надлежащего управления местами лишения свободы и для соответствия высоким профессиональным требованиям, предъявляемым в рамках режимов, нацеленных на последующее включение заключенных в жизнь общества. В целом задачей является повышение существующих требований, предъявляемых к функционированию пенитенциарных учреждений, дальнейшее улучшение условий содержания заключенных, повышение качества управления местами лишения свободы и исправительного воздействия, оказываемого в них на заключенных.

С технической точки зрения настоящие правила представлены и изложены таким образом, чтобы облегчить ссылки, применение на практике и использование этих правил в процессе обучения персонала. Это достигается благодаря упорядоченной логической структуре правил, которая направлена на то, чтобы более четко и ясно обозначить их цель. Соответственно, основополагающие и непреложные принципы общего характера предваряют разделы, посвященные управлению пенитенциарными системами, персоналу, целям содержания и режимов, а за этим следуют дополнительные правила, касающиеся содержания специальных категорий заключенных и их потребностей.

Предполагается, естественно, что, как и в случае многих уже существующих стандартов, воплощенных в правилах, руководство пенитенциарных учреждений будет осуществлять свою деятельность и предоставлять ресурсы на более высоком уровне, чем предусмотрено правилами. Более того, ожидается, что в тех случаях, когда не выполняются требования, содержащиеся в правилах, будут предприняты все усилия для разрешения проблем, мешающих удовлетворительному функционированию этих правил. Если же с трудностями не удается справиться, пенитенциарные администрации могут обратиться в органы Совета Европы за советом и поддержкой. Настоящая пояснительная записка должна стать практическим рабочим документом, сопровождающим чтение правил, с тем чтобы обеспечить более глубокую интерпретацию правил, чем та, которая достигается при одном лишь прочтении правил в том виде, в каком они сформулированы. Пояснительная записка должна также способствовать лучшему пониманию правил, усилению их влияния и расширению их внедрения, чтобы стимулировать дальнейшее усовершенствование исправительного воздействия на заключенных и управления местами лишения свободы. Кроме того, настоящая пояснительная записка может оказаться полезной для тех руководителей, которые хотели бы установить свои стандарты с учетом местной специфики, но такие, которые бы признавались на международном уровне. Поэтому каждый раздел правил предваряется кратким комментарием общефилософского характера, а комментарий более конкретного и практического характера сопровождает каждое отдельное правило, предоставляя соответствующие полезные пояснения.

Переоценка, происшедшая в области уголовно-правовой теории и практики, а также управления пенитенциарными учреждениями, о которой говорилось в начале настоящего вступления, оказалась наиболее плодотворной в тех случаях, когда она основывалась на общечеловеческих ценностях и социальных критериях. Во главу угла также ставились проблемы эффективности самих пенитенциарных служб и проблема заключения под стражу с точки зрения выполнения реабилитационной функции. Этот подход, однако, привел к некоторым нежелательным последствиям, так как трудно оценивать такие проблемы подобными мерками, признавая при этом сложность самой проблемы, осознавая должным образом всю меру ответственности перед обществом и избегая возможные нежелательные последствия для политики и персонала пенитенциарных учреждений. В связи с этим новые правила являются еще одним подтверждением приверженности Совета Европы традиционным ценностям, основанным на гуманности, а также позитивной исправительно-воспитательной роли пенитенциарных служб, деятельность которых, по мере возможности, имеет своей целью возвращение заключенных к жизни в обществе. Было бы более правильным оценивать все эти функции с точки зрения нравственных норм и стандартов и качества деятельности, а не опираясь на объективные данные, дающие достаточно упрощенную оценку эффективности или неэффективности. Правила же предоставляют для этого необходимую основу и стандарты. Соответственно, благодаря тому, что они подчеркивают важность человеческого измерения, правила обеспечивают улучшение общего руководства, четкость постановки задач, надежность инспекций и международного сотрудничества, а также являются инструментом для совершенствования управления пенитенциарными учреждениями и исправительного воздействия на заключенных и стимулом или дальнейшего прогресса в этой области в Европе.

КОММЕНТАРИЙ

ПРЕАМБУЛА

Основные положения преамбулы новых Европейских пенитенциарных правил уже упоминались в общем контексте введения к настоящему пояснительному меморандуму. Их краткое и более точное изложение дается в преамбуле нового варианта Правил, чтобы теснее увязать сами правила с важнейшими задачами и принципами пересмотра текста Европейских правил.

Цели настоящих Правил, таким образом, четко очерчены и включают в себя удовлетворение потребностей и реализацию устремлений администраций и работников пенитенциарных учреждений и заключенных благодаря утверждению разумного и понятного подхода к проблемам управления и исправительного воздействия, являющегося позитивным, реалистичным и современным. Правила были усилены не только с точки зрения необходимости соблюдения установленных и все повышающихся требований, но и благодаря введению в них дополнительных положений, придающих Правилам больший вес и стимулирующих проведение систематических проверок условий и практики содержания в местах лишения свободы, используя Правила в качестве основных критериев для вынесения соответствующих оценок. Вполне естественно, что в разных странах более точные формулировка этих критериев будут в какой-то мере отличаться друг от друга в соответствии с климатическими и другими местными особенностями и установившимися правилами и обычаями. Поэтому нецелесообразно, и даже неуместно, пытаться точно и более подробно определять эти стандарты в международном документе. Однако соответствующие уточнения в отношении физических условий содержания, принятые на национальном уровне в соответствии с требованиями правил, только способствовали бы эффективному управлению пенитенциарными учреждениями, прогрессивному развитию пенитенциарных систем, а также проведению инспекционных проверок. На практике европейские пенитенциарные администрации обычно устанавливают требования, значительно превышающие минимальные стандарты, содержащиеся в Правилах, и новые установки или требования ни в коем случае не должны быть ниже их. Предполагается, что в тех случаях, когда существующие условия не соответствуют уровню, предусмотренному принятыми требованиями, и политика и практика должны быть направлены на исправление сложившегося положения.

Указание в преамбуле на возможности Совета Европы по предоставлению рекомендаций и поддержки пенитенциарным администрациям по преодолению трудностей, возникающих в связи с выполнением требований, содержащихся в Правилах, и разрешению проблем практического порядка, имеет своей целью поощрение сотрудничества между европейскими пенитенциарными системами в рамках деятельности Совета Европы: программы, принятые Европейским комитетом по проблемам преступности, предоставляют поле для деятельности по изучению широкого круга проблем общего характера и наиболее плодотворных подходов к проблемам дальнейшего развития. Комитет по сотрудничеству в области пенитенциарных проблем облечен полномочиями, которые позволяют ему более тесно сотрудничать с пенитенциарными администрациями, которые хотели бы воспользоваться его услугами и подучить соответствующие рекомендации более конкретного характера. Обмен информацией по вопросам исполнения уголовного наказания, осуществляемый Директоратом по правовым проблемам, предоставляет возможность быстро разрешать конкретные вопросы в тех случаях, когда пенитенциарные администрации хотели бы воспользоваться опытом других европейских пенитенциарных систем по разрешению аналогичных проблем или актуальных проблем, представляющих особый интерес. Такое сотрудничество может оказаться особенно полезным для более глубокого понимания Европейских пенитенциарных правил персоналом пенитенциарных учреждений и общественностью и будет способствовать более эффективному применению этих Правил на практике.

Рассматривая возможность применения настоящих Правил при выработке политики, практической реализации, обучении или проведении инспекционных проверок, необходимо всегда помнить о четырех основных целях, изложенных в начале преамбулы.


2284215488982846.html
2284267711842600.html
2284450198355081.html
2284580520154921.html
2284643992833559.html