5. Рекомендуемые образовательные технологии - Основная образовательная программа высшего профессионального образования...



^ 5. Рекомендуемые образовательные технологии.

Проблемное обучение, метод проектов, беседы, дискуссии.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Примерная тематика рефератов (курсовых работ).

  1. Представления о предмете клинической психологии в отечественной и зарубежной психологии и медицине.

  2. Системный подход и синдромный анализ в клинической психологии.

  3. Проблема объективного метода в клинической психологии.

  4. Проблема классификации психопатологических феноменов в клинической психологии.

  5. Проблема метода в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

  6. Основные категории клинической психологии.

  7. Методологические принципы клинической психологии.

  8. Структура методологического знания клинической психологии.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.


а) основная литература.

  1. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун­та, 1968. 338с.

  2. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психоло­гии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 151с.

  3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.

  4. Бассин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопросы психологии. 1971. №4. С.101—113.

  5. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхо­да. М.: Наука, 1973. 270с.

  6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник. СПб.: Пи­тер Принт, 2006. 320с.

  7. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психо­логии // Вопросы философии. 1977. №7. С. 109—126.

  8. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 164с.

  9. Корнилова Т.В. Психологический эксперимент в системе исследова­тельских методов в высшей школе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 74с.

  10. Лакатос И. Методология исследовательских программ (Философия. Психология.) М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 380с.

  11. Леонтьев А.Н. Системный анализ в психологии // Психологический журнал. 1991. №4. С.117-120.

  12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 349с.

  13. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: На­ука, 1983. 205с.

  14. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М.: Прогресс, 1983. 606с.

  15. Рубинштейн С.Л. Проблема объективного метода в психологии // Ру­бинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С.164—177.

  16. Теплое Б.М. Об объективном методе в психологии // Избранные тру­ды. М.: Педагогика, 1985. С.231—309.

  17. Тищенко П.Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1991. 64с.

  18. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учеб. пособие / Под ред. Т.В.Корниловой. СПб.: Питер, 2004. 256с.

  19. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1У7Н. 392с.

  20. Юдин Э.Г. Объяснение и понимание в научном познании // Вопро­сы философии. 1980. №9. С.51—63.

  21. Ярошевский М.Г. Принцип детерминизма и логика развития научню-f© знания // Вопросы философии. 1976. №10. С.43—54.


б) дополнительная литература.


  1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопро-! т философии. 1989. №3. С.3-13.

  2. Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982. 220с.

  3. Выготский Л.С. Конкретная психология человека// Вестн. Моск. ун-ти. Сер. 14. Психология. 1986. №1. С.51—64.

  4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.463с.

  5. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К.Левина (доклад и дис­куссия по докладу) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. №1. Г.47-61.

  6. Зинченко В.П. Системный анализ в психологии? (Развернутый ком­ментарий к тезисам А.НЛеонтьева, или Опыт психологической интер­претации в науке) // Психологический журнал. 1991. №4. С.120—139.

  7. Зинченко В.П.у Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки рос­сийской психологии. М.: Тривола, 1994. 304с.

  8. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 288с.

  9. Куприян А.П. Проблемы эксперимента в системе общественной прак­тики. М.: Наука, 1981. 168с.

  10. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968. №6. С. 14—26.

  11. Налимов В.В. Логика принятия гипотез в развитии научного позна­ния. Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980. С.159-176.

  12. Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1993. №5. С.З—42.

  13. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и со­временная психология: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.115с.

  14. Розин В.М. Опыт изучения научного творчества Галилео Галилея // Вопросы философии. 1981. №5. С.73—86.

  15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416с.

  16. Соловьев А.Н. Исследования познавательных стилей в американской психологии // Зарубежные исследования по психологии познания. М.: ИНИОН АН СССР, 1977. С.235-249.

  17. Тихомиров O.K. Теория психологических систем // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. №2. С.25—41.

  18. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.232с.

  19. Швырев В.С., Юдин Э.Г. Мировоззренческая оценка науки: критика буржуазных концепций сциентизма и антисциентизма. М.: Знание, 1973. 62с.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Учебные классы, оснащенные мультимедийной техникой для демонстрации схем, таблиц на слайдах, компьютер.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению (специальности) «Клиническая психология».


Разработчики:

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Факультет психологии

заведующий кафедрой нейро-и патопсихологии, доктор психологических наук, профессор

А.Ш.Тхостов

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Факультет психологии

доцент кафедры нейро-и патопсихологии, кандидат психологических наук

М.С.Ковязина

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Факультет психологии

доцент кафедры нейро-и патопсихологии, кандидат психологических наук

Е.И.Первичко


Эксперты:


Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Факультет психологии


профессор кафедры нейро-и патопсихологии, доктор психологических наук

В.В.Николаева

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Факультет психологии

доцент кафедры нейро-и патопсихологии, кандидат психологических наук

Н.К.Корсакова

2295023035894162.html
2295086320293163.html
2295174411775533.html
2295267443253056.html
2295382950511812.html