Раздел 5 - В. А. Кулешов Основная образовательная программа

Раздел 5.

^ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Комплекс мер по развитию опыта идеологической работы в системе духовно-нравственного воспитания МОБУ «СОШ №69» обусловлен пониманием связи между духовно-нравственным состоянием общества и положением дел в экономике, задачами и возможностями развития потенциала местного самоуправления в решении основных проблем жизнедеятельности обучающихся в социуме.

Актуальность программы определяется сложностью темы, поскольку духовно-нравственное воспитание личности рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий. Духовно-нравственное воспитание - это и система воспитательных мер, и специально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленные на формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека.

Система работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся МОБУ «СОШ № 69» представляет собой совокупность субъектов и объектов воспитания, отношений и взаимосвязей между ними, функционирующую в пределах имеющихся ресурсов с целью формирования у каждого человека духовной культуры, морально-нравственных качеств.

Основными элементами системы работы по духовно-нравственному воспитанию являются:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования призвана создать условия для духовно-нравственного воспитания, физкультурно-спортивной, военно-патриотической, художественно-эстетической, культурно-просветительской, туристско-краеведческой, социально-педагогической, досуговой, социально-реабилитационной, информационной работы.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

^ Цели программы духовно-нравственного развития и воспитания:

Задачи программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

^ В области формирования личностной культуры:

В области формирования социальной культуры:

В области формирования семейной культуры:


Концептуальное обоснование

Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству, качеств гражданина.

Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества, культуры.

Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Вот почему воспитание в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья – родная школа, микрорайон, родной город, край, родная страна

Эта стратегическая идея воспитательной системы является основополагающей. По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляется и расширяется.

В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, психологические тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т.д.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

Человек - абсолютная ценность, рассматривается как часть семьи, природы, общества.

Труд - основа бытия.

Творчество - необходимое условие реализации личности.

Дружба, любовь, гуманное отношение к окружающему – основа взаимоотношений между людьми.

Личность, способная осваивать ценности культуры, умеющая ориентироваться в системе социальных ценностей, становиться субъектом своей жизнедеятельности, стратегом своей судьбы. Ей присущи качества:



Предлагаемая программа состоит из разделов:

1). Я – человек.

2). Моё Отечество. (Я и отечество).

3). Семейный очаг. (Я и семья).

4). Я и природа.

5). Здоровый образ жизни.

6). Культура, духовность, творчество.

7). Профессиональное самоопределение и труд.

Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.

^ Основные принципы воспитательного процесса.

Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

^ Система дидактических принципов гуманистического воспитания, построенная на основе системно-деятельностного подхода с учетом особой специфики организации воспитательного процесса, включает в себя:

·  Принцип деятельности – заключается в том, что ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и «правильные», общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании.

·   Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитательного процесса на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

·    Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся не отдельных ценностных норм, а системы ценностей на основе принципа сохранения целостности системы, предполагающего не разрушение, а совершенствовать и создание на основе выявления и устраняя причины затруднений.

·  Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).

·  Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.

· Принцип вариативности – предполагает выращивание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющей противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, но в то же время способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.

· Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта социальной активности, практической реализации социально-значимых проектов, созданных детьми.


^ Программа воспитательной работы

Задачи на 1 – 2 класс:

- адаптация ребенка к условиям школьной жизни;



Задача доминанта: ^ ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Знания:

Умения:

Действия

Задачи на 3-4 класс:



Знания:

Умения:

Действия:



Раздел 1. «Я – человек»

1 класс

Правдивость, честность, ответственность за родных и близких, отзывчивость на добро, вежливость, деликатность, исполнительность, инициатива, умение вести себя в различных ситуациях. На основе этих понятий формируются критерии оценки человека и объективная оценка.

Формы работы:

  1. Беседы:

«Что значит быть добрым?»

«Не стесняйся доброты своей»

«Кого мы называем честным?»

«Мы всё умеем сами»

«Я и мы»

  1. Уроки этикета (разбор, проигрывание ситуаций)

  1. Классные часы:

«Мы школьники, а это значит»

«Расскажи нам о себе»

«Как вести себя в театре, музее, гостях»

  1. КТД: «Праздник осенних именинников (зимних, летних, весенних)

  2. Анкетирование «Как я мечтаю отдохнуть»



2 класс

Культура человека – это сочетание красивого, доброго в нём. Благо для близких и благо для себя – мера великодушия и благородства людей. Формирование качеств, от которых зависит культура поведения. Понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «инициатива».

Формы работы:

  1. Уроки этикета (рассмотрение ситуаций)

  2. Классные часы:

«Вы сказали, здравствуйте»

«От чего зависит настроение»

«Спешите сделать добро»

«Правила гигиены»

«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»

  1. Праздники:

«Праздник первой оценки»

«При солнышке тепло, при матери добро»

  1. КТД «Давайте говорить друг другу добрые слова (присвоение званий: «Вежливая девочка», «Вежливый мальчик»)

  2. Беседы:

«Что такое хорошо, а что такое плохо!»

«Моя любимая игрушка»

«В театре, в кино, в музее»


3 класс

Формы работы:

  1. Уроки этикета (правила поведения в общественных местах, предупреждение конфликтных ситуаций, конфликты в семье, правила безопасности на реке, дороге, улице)

  2. Классные часы:

«Я чувствую себя счастливым, когда…»

«Считаю ли я себя культурным человеком?»

«Учимся уважать старших»

«Искусство милосердия, порядочность, доброта, сочувствие»

  1. Праздники:

Путешествие в страну «Именинник»

«Я и мои таланты»

  1. Беседы:

«Что такое взаимопомощь»

«Как помочь самому себе»

«Справедливое отношение к себе и к другим»

  1. Встреча с интересными людьми

«О чём рассказал орден?»

«Орден в твоём доме»

4 класс

Сдержанность, эстетичность, управление собой, настойчивость, упрямство, долг, честь, порядочность.

Формы работы:

  1. Беседы:

«Что такое культурное поведение?»

«Поступок, проступок, преступление»

«Может ли человек родиться преступником?»

  1. Классные часы:

«Встречают по одёжке, провожают по уму»

«Мир моих увлечений»

«Умеем ли мы обижаться»

«Благодарность – это….»

  1. Индивидуальные консультации (беседы с учащимися, родителями, с целью преодоления отрицательных качеств поведения)

  2. Диспут «Воспитанный человек – кто это?»

Какие права имеет младший школьник. Уважение прав других – основное правило жизни культурного человека. Упрямство и настойчивость. Правила поведения человека: начатое дело доводить до конца, никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, не выходить из себя ни при каких обстоятельствах.

Уяснить себе, что «воля разумна, а упрямство капризно». Умение управлять собой. Как заставить себя делать то, что надо, но не хочется.


Раздел 2 « Моё Отечество»

Знакомство с городом, краем, страной, где мы живём; изучение истории и духовных ценностей народа; знакомство с символикой государства; познаём «корни» своего народа через обычаи и традиции, мудрость сказок, загадок, былин, легенд.

1 класс

Формы работы:

  1. Классные часы

«Мой город»

«Моя малая Родина»

«Мои земляки-герои»

«Сказки моей бабушки»

  1. Экскурсии (музеи города, школьный музей)

  2. Походы в театр («У Лукоморья», Драматический)

  3. Конкурсы «Знаю ли я сказки?», «Стихи о моей Родине»

  4. Игры «Зарница»

  5. Операции «С днём рождения школа!»

  6. Викторины по истории школы, города

2 класс

Формы работы:

  1. Классные часы:

«Россия – родина моя»

«Заповедные участки России»

«Красная книга Пермского края»

  1. Урок России

  2. Игра «Что? Где? Когда?»

  3. Игра «Зарница»

  4. Экскурсии по городу (Достопримечательности моего города)

  5. Встречи с интересными людьми (герои войны, герои труда)

3 класс

Формы работы

  1. Классные часы:

«Боец, спасал всю страну, ты отстоял родной город»

«История моего города»

«Чем и кем славен мой город»

  1. Урок России (край)

  2. Игра «Зарница»

  3. Праздник песни и строя

  4. Выставка рисунков «Мой город»

4 класс

Формы работы:

  1. Классные часы:

«История моего края»

«Что значит быть счастливым в своей стране?»

«Чем живёт планета Земля?»

  1. Урок России (страна)

  2. Игра «Зарница»

  3. Праздник песни и строя

  4. Конкурс стихов о городе, крае

  5. Выставка рисунков «Мой город»

  6. Встречи с героями войны




2296060664060646.html
2296143011389805.html
2296267851380507.html
2296434217530623.html
2296496238792843.html